Wait! Don’t open an envelope. I want to say something. About #Oscar.

Очередные награды и предсказания про ушедший 2013 год кинематографа. И хотя я чувствую, что с Оскаром происходит что-то нехорошее, все же следить за ним по-прежнему интересно. К тому же когда-то нужно было тратить много времени, чтобы отсмотреть всех номинантов, теперь же с каждым годом общее количество единиц становится все меньше и меньше; в этом году на все номинации по большому счету идут 10-12 фильмов (не считая короткометражек, некоторые из которых даже еще после церемонии долгое время ходят только по фестивалям). Я полностью перешел на просмотр фильмов в оригинале, поэтому стало приятнее оценивать такие номинации, как сценарий и актерские работы. Каждый год примерно половина номинированных картин мною не ставится ни в какой категории: чаще всего если фильм качественный, хороший, адекватный, но проходной в церемонии и очевидно является ничем не выдающейся формальностью в бюллетене. Относительно предсказаний порой приходится считаться с некоторыми титанами, которые я могу оценить ниже среднего. Также при условии, что награда охватывает англоязычные фильмы, а помимо этого небольшого списка много замечательных картин выходит и на других континентах, одно правило стабильно работает из года в год – всегда стоит смотреть всё в номинации «лучший фильм на иностранном языке». Правда, еще чаще правило работает с номинацией - «лучший документальный фильм».

Не совсем уверен, что в Киноакадемии среди тех, кто просматривает фильмы, большая часть - адекватные люди; а число тех, у кого есть время просмотреть все фильмы - еще меньше, поэтому полагаю, что половина бюллетеней была со всеми галочками или крестиками, проставленными за “Гравитацию”, другая половина - за “12 лет рабства”, а раз мои слова - по сути прогноз, то помимо того, чтобы угадать победителя, я все-таки добавлю пункт “должен забрать”, потому что странная тенденция у Академии отдавать явным фаворитам сразу по несколько “оскаров”- превращает церемонию в нечто в роде “Евровидения”. Графа “должен забрать” - это мое собственное мнение относительно номинации и не является прогнозом. Итак, теперь кратко про этот год. Спокойный и уравновешенный американский тринадцатый киногод.

  • Лучший фильм на иностранном языке.

Заберет статуэтку: "Великая красота" (“La grande bellezza” - Франция, Италия). Не слабая простая вторичная картина в лучших традициях Феллини.

Должен забрать: "Охота" (“Jagten” - Дания, Швеция). Простая по схеме с неглубокой моралью и при этом уютная сильная драма. Во многом благодаря Мадсу Миккельсену. К слову, “Разомкнутый круг" ("The Broken Circle Breakdown" - Бельгия), который по силе почти ничем уступает "Охоте", был бы тоже прекрасным вариантом. Может быть, он даже сильнее, но "Охота" по-моему больше вписывается в формат "Оскара".

  • Лучший документальный фильм.

Должен забрать и заберет статуэтку: "Акт убийства" (“The Act of Killing”).

Должен, но не осилил конкуренцию: “Милашка и боксер" ("Cutie and the Boxer”). История о японской супружеской паре, живущей в Нью-Йорке который десяток лет – неудачном художнике и его жене, которая при всех недостатках своего мужа, поддерживала его все эти годы. О любви.

  • Лучший короткометражный документальный фильм.

Ни одного не смотрел. Чаще всего ни одной картины из этой номинации нельзя найти еще долгое время после церемонии. Гуляют по фестивалям. Но все же:

Пусть заберет статуэтку: “Леди в номере 6" ("The Lady In Number 6”про 110-летнюю пианистку, которая рассказывает о том, как это - прожить долгую и счастливую жизнь. В комплекте, разумеется - Холокост и концентрационные лагеря нацистов.

  • Лучшая работа оператора.

Заберет статуэтку: "Гравитация" (“Gravity”).

Должен забрать в конце концов: Роджер Дикинс (“Пленницы” / “Prisoners”). Впервые, с одиннадцатого раза. Хотя бы за “Пленницы”. Хотя бы не с Коэнами.

  • Лучшие визуальные эффекты.

Должен забрать и заберет статуэтку: "Гравитация".

  • Лучший анимационный фильм.

Заберет статуэтку: "Холодное сердце" (“Frozen”)

Должен забрать: "Эрнест и Селестина" (“Ernest et Célestine”). Потому что мультфильмы Pixar и Disney, которые с каждым годом становятся все более бездушными, глупыми, не смешными конвейерными работами, созданными стабильно для получения 1 млрд в прокате, почти каждый год в номинации давят авторские мультфильмы, такие как, например, этот простой бельгийский инди-мультфильм в акварелях о дружбе медведя с мышкой. В общем, бельгийцы о Ромео и Джульетте по-американски. А все мыши в фильме – стоматологи. К слову, и Миядзаки со своим последним мультфильмом в этот раз тоже может вступить в борьбу с бездушными анимационными корпорациями.

  • Лучший короткометражный анимационный фильм.

Заберет статуэтку: “Конь-огонь" ("Get a Horse!"). 

Должен забрать: “Дикий" ("Feral").

  • Лучшая работа художника-постановщика.

Заберет статуэтку: “Великий Гэтсби" ("The Great Gatsby”).

Должен забрать: “Она" ("Her").

  • Лучшие костюмы.

Заберет статуэтку: "12 лет рабства" (“12 Years a Slave”).

Должен забрать: "Афера по-американски" (“American Hustle”).

  • Лучший грим и прически.

Должен забрать и заберет статуэтку: "Даласский клуб покупателей" (“Dallas Buyers Club”).

  • Лучшая песня.

Должен забрать и заберет статуэтку: "Ordinary Love" ("Мандела: Долгая дорога к свободе" / "Mandela: Long Walk to Freedom). Там Боно. Пусть забирает. Сколько лет он уже пишет одну и ту же длинную песню.

  • Лучший саундтрек.

Заберет статуэтку: “Гравитация”.

Должен забрать: "Она" (“Her”). Интересно, голос Скарлетт Йохансон тоже относится к саундтреку? Если не относится - то Александр Депла за “Филомену" ("Philomena”).

  • Лучший звук.

Заберет статуэтку: "Капитан Филлипс" (“Captain Phillips”).

Должен забрать: "Гравитация"Просто потому что “Капитан Филлипс” чудовищный фильм и не достоин ничего, кроме купленного поп-корна. 

  • Лучший монтаж звука.

Должен забрать и заберет статуэтку: "Гравитация"На самом деле, кого звуковые номинации вообще волнуют?

  • Лучший монтаж.

Заберет статуэтку: "Гравитация".

Должен забрать: “Афера по-американски”.

  • Лучший адаптированный сценарий.

Заберет статуэтку: "12 лет рабства".

Должен забрать: "Перед полуночью" (“Before Midnight”). Хотелось бы “Волка”, но полагаю, невозможно не держать в уме еще и первые две части трилогии. Да и к тому же, есть мысль, что что-то про шлюх, валютные махинации и горы кокаина слабо приветствуется в Киноакадемии.

  • Лучший сценарий.

Должен забрать и заберет статуэтку: Спайк Джонс ("Она"). И уже не нужно никакого ему (“ей”) «Лучшего фильма».

  • Лучшая женская роль второго плана.

Заберет статуэтку: Дженифер Лоуренс. (“Афера по-американски”).

Должна забрать: Салли Хокинс. (“Жасмин” / “Blue Jasmine”). Потому что Джулия Робертс с непривычки переиграла, да и второй план у Вуди Аллена – святое место.

  • Лучшая мужская роль второго плана.

Заберет статуэтку: Джаред Лето (“Даласский клуб покупателей”)

Должен забрать: Джонна Хилл (“Волк с Уолл-стрит” / “The Wolf of Wall Street”). Мне на удивление. Признаться, не люблю Хилла. Но он наследует награду от Джо Пеши из «Славных парней».

  • Лучший режиссер.

Заберет статуэтку: Альфонсо Куарон (“Гравитация”).

Должен забрать: Дэвид О. Рассел (“Афера по-американски”). За все, наверное. И потому что Альфонсо Куарон, мягко говоря, снимает посредственные фильмы. Ну а если не Рассел, то на случай, когда становится ясно, что Куарон имеет какие-то шансы - еще есть Скорсезе; он вообще всегда приветствуется.

  • Лучшая женская роль.

Должна забрать и заберет статуэтку: Кейт Бланшетт (“Жасмин”).

Должна забрать, не знаю почему: Мэрил Стрип (“Август” / “August: Osage County”). В который раз. Может быть, не такая сложная роль, как у Бланшетт, но и оценить адекватно эту роль гораздо проще.

  • Лучшая мужская роль.

Заберет статуэтку: Мэттью МакКонахи. (“Даласский клуб покупателей”).

Должен забрать: Леонардо Ди Каприо. (“Волк с Уолл-стрит”). Потому что надо. И потому что смотреть на то, как худеют и отлично играют больных СПИДом уже не интересно.

  • Лучший фильм.

Заберет статуэтку: “12 лет рабства”.

Должен забрать: “Волк с Уолл-стрит”.

Не считаю необходимым расписывать свое отношение относительно каждого фильма из главных номинантов, но с прискорбием должен сообщить, что основные фавориты предстоящей церемонии (уже имеющие не малое количество наград различных гильдий и на других фестивалях) – “12 лет рабства" и "Гравитация" - считаю посредственными, претенциозными, безусловно качественными, но не выдающимися и вторичными работами.

По необъяснимым причинам значительно обделен номинациями (включая главную) фильмВнутри Льюина Дэвиса (“Inside Llewyn Davis”) братьев Коэн, который я считаю все-таки лучшим в 2013 году, причем не зависимо от того, что тема фильма мне невероятно близка.

Про эту церемонию; о том, где я просчитался, на кого слишком понадеялся, в чем был слишком принципиален, что я угадал, а что было сюрпризом - я дам комментарий уже в следующем году, перед следующей церемонией. В этом году вручение премии пройдет в ночь со 2 по 3 марта по МСК, но и на Голливуде кино, конечно, не заканчивается…