Решаем летние пробки в Москве. Первые 2000 км на Скутере.

Осенью 2016 года мне в голову взбрело пересечь всю Индию на скутере. Обо всем это путешествии можно прочесть здесь. Во время этого путешествия я впервые сел на скутер (мопед) и с большим трудом разобрался как им вообще управлять. Разумеется, эту систему поймет и 5-летний ребенок. Посему спустя пару дней, я уже маневрировал на скутере в диком потоке тысяч скутеров в Нью-Дели, доехал на разваливающейся Honda из Нью-Дели до Дарджилинга (а это, между прочим, около 2000 км) по всем видам земляного покрова и траффика. На аренде сразу сказали: "До Даржилинга - отсюда?! Не смеши, парень. Это невозможно. Скутер развалится." И посмеялись. Повторю, что дело было в Индии и им явно не было дела, куда я еду, учитывая, что за аренду я отдал цену за пару новых скутеров. Но скутер не развалился. И я доехал. Но порой, проезжать приходилось через такие места, где и ногами своими пройти не просто...

С тех пор меня не покидала мысль, почему бы мне не ездить на скутере по Москве? Почему бы и нет? Летом. Во-первых, это просто. Во-вторых, приятно. Так вот. Я купил скутер (ладно, мопед!) в начале лета и казалось, прошел не слабую школу вождения скутера среди миллионов индусов на скутерах в потоке, где правила дорожного движения отсутствуют как таковые: ты просто едешь, куда тебе надо и всё, встречка, люди, коровы... не имеет значения. Вождение в более менее адекватных условиях (по сравнению со всей Индией) в Москве должно быть как ни странно более опасно, чем в Индии. Я так думал. Беспокоился, как я буду рассекать в бешеном потоке чудил. Так вот дальше расскажу, о плюсах и минусах. О том, почему это было неизбежно в перенаселенной Индии и вполне себе катит на Москву...

1.jpg

Я вожу авто уже лет 7. Недавно мэр Москвы Собянин учудил свой строительный беспредел одновременно во всем центре внутри садового кольца - широченные тротуары, платные парковки, бесконечная стройка. В общем, Age of Empires на сложном уровне прохождения. То есть в центр я даже не суюсь. Вполне возможно, что это и есть цель руководителей. Тем не менее, стричься мне надо. А стригусь я в центре. И когда мне пришлось каждый раз брать Убер, чтобы подстричься - я медленно запаниковал. Надо что-то делать. Метро у нас замечательное, но работает немного иначе, нежели в каком-нибудь Нью-Йорке. И пять минут спускаться на эскалаторе, туда и обратно, не говоря уже о той же "пробке" из людей в метро - меня тоже не очень устраивает. Итак, по пунктам - о чем речь:

2.jpg

Цена. Купил я скутер там, где был большой их выбор. Именно по сайту kupiscooter.ru. Хотя к началу лета, "моей" модели уже из 20 представленных зимой остались 4-5 штук. Хотя они периодически закупают "новые" б/у из Японии, проводят техническое лечение и выставляют снова. Honda Giorno. 35к рублей за все. Смешные деньги. Поэтому, я бы записал в плюс к скутеру еще и цену. Есть разумеется, дороже, но и можно найти дешевле модели (ок 25к). Вполне себе адекватная контора, которая подробно расскажет, что к чему и что делать. К тому же вдобавок, я у них перекрашивал скутер под свой цвет. Выбор из сотен расцветок плюс ваша фантазия. Да и сам Giorno смотрится вполне себе ретро, хотя производства года 2000-какого-то-там. Еще шлем. Я купил простой в штатах, потому что в Москве выбор совсем жалкий. Хотя если гулять так гулять - то можно приобрести произведение искусства типа hedon.com, который я приберегу до следующего сезона. Поэтому не вижу ничего постыдного, чтобы имея в гараже какой-нибудь X6 или Мерседес или что там у вас есть, чтобы самоутверждаться на дороге, на летний период пересесть на скутер. По мне, выглядит гораздо круче Ролс-Ройса, который остался где-то позади в пробке на жаре...

Расходы. Вполне очевидно, что со скутером авто не сравнится. А именно - масло. Примерно на 800 км бутылки масла за 700 р. вполне хватит. А 92 бензин обходится примерно в 150 р./бак, чего хватает на 100 км. пути. Смешно же. На том всё. Раз в 1000 км менять фильтры и прочую ересь, которая обходится в 300 р. - тоже смешно. Ну ладно... Я еще десятку скинул, чтобы его покрасить.

3.jpg

Права. На скутер (мопед) - не нужно получать специальных прав, регистрировать ТС... То есть вы купили и всё. Достаточно лишь водительских прав категории B (или А или М, конечно). Я добросовестно вожу уже несколько лет и на скутере в потоке веду себя также как и автомобиль, грамотно и осторожно.

Не мотоцикл. Хотя спустя некоторое время езды на скутере возникает такое желание ехать чуть быстрее, все-таки на мото я бы вряд ли бы пересел. Что меня останавливает от покупки мотоцикла после езды на скутере? Во-первых то, что вероятность разбиться на мотоцикле значительно выше. Очень выше. В смысле, что вы едете на 150 км/ч и что бы ни случилось - это всё. Поминки. На скутере, на котором вы технически не сможете ехать больше 60 км/ч - вероятность убиться нахер - минимальна, к тому же вы едете справа, создавая незначительные помехи движению. Во-вторых, вся эта идиотская амуниция, крайне необходимая мотоциклистам - специальная обувь, чтобы переключать передачи, "черепаха", закрытый шлем... Не понимаю. В-третьих, конечно, же все оборудование обходится значительно и дешевле и менее энергозатратно, учитывая, что никакие права и регистрация не нужны.

Правила. Для скутеров (мопедов) в ПДД есть определенные ограничения и позволения. Что нельзя: ездить по ТТК и МКАД, поворачивать налево (да, смешно). Можно: полоса для общественного транспорта, пешеходная зона (включая тротуар) и, разумеется, ехать между рядами. Я недавно отъехал свои первые 2000 км по Москве и по этому пункту могу сказать лишь то, например, что если ваша работа или семья территориально в разумных пределах (10-15 км) - всегда можно найти объезд вне ТТК. Хотя и наличие вас на скутере на ТТК грозит лишь штрафом в 100-200 р., даже так порой бывают не только адекватные развилки ТТК, но и адекватные полицейские. В общем, чаще всего можно проехать ТТК или даже поехать в объезд, но все равно на скутере это выйдет быстрее, чем тащиться в пробке. Даже не в пробке, а простом светофоре из 10-15 машин. Поворот на лево по правилам запрещен, хотя я задавал вопрос мотоинспекторам и точного и внятного ответа получить не удалось - порой, когда поворот под стрелку светофора и вы на главной дороге - правилами не запрещается повернуть. Даже если и запрещается - все, на что вы нарветесь - это штраф в 100 р. Вероятность нарваться - минимальна. По сути - на скутере вы можете ехать, куда  хотите. Кроме встречки, разумеется.  (Хотя в Индии встречка не была чем-то необычным и запрещенным, даже для автомобилей и огромных грузовиков).

Парковка. Еще одним плюсом является парковка, которая, разумеется, бесплатна везде. Одно дело, если бы я в центр смог бы заехать и припарковаться без проблем и заплатить; но когда нет возможности даже заехать туда - предполагаю, лучше оставить скутер где-нибудь неподалеку, где угодно (даже на пешеходной зоне) и не беспокоиться об эвакуаторе.

4.jpg

Движение. Опасность. Я на сей момент семь лет проездил по Москве на автомобиле и очевидно, что Москва не спроектирована для такого количества авто, как мы имеем сейчас. Центр отныне по сути вообще закрыт для авто - и туда ездят лишь самоубийцы или те, у кого есть парковочные места рядом с офисами за шлагбаумами в центре Москвы и как в Европе дорогостоящие платные парковки; не знаю, правильно это или нет, но тем не менее - делать что-то надо. Хотя движение на скутере кажется опасным, на деле - опасность пострадать - минимальна. Потому что скутер едет по правой полосе, не более 50 км/ч. В первый же день вождения на скутере вы это поймете. В случае столкновения, разумеется, ущерб здоровью будет гораздо серьезнее, чем на автомобиле. Очевидно. В голову лезет только один пример, когда в случае, если выехать на перекресток на зеленом светофоре, когда какой-то дурила решит проехать поперек и сбить. Но от этого не застрахованы и автомобиле. Поэтому и на авто я веду себя абсолютно также.

Скорость. Это спорный пункт. Хотя и скутер не сможет в среднем превысить 60 км/ч, то дело я замечаю, как стою на одном светофоре с определенным авто (в 97% случаев очевидно, получается выехать вперед между рядов перед красным светофором), и разумеется это авто с большой скоростью обгоняет меня, как только светофор загорается зеленым. Но тем не менее, на следующем светофоре, я встречаю ту самую машину. Порой я на скутере даже оказываюсь быстрее, нежели тот самый настырный джентльмен в своем огромном джипе. Причем, как я писал выше - в джипе и в полном одиночестве. Если уж в штатах существует специальная полоса для транспорта с пассажирами более 2 человек, то стоит задуматься над тем, что очень много места на дороге занимают одиночки в огромных автомобилях. Это их право. Но тем не менее, предполагаю, для них пересесть на скутер не должно быть чем-то из серии позора или понижения статуса, на что эти господа на дорогих джипах не готовы пойти. Тем более чаще всего наверняка это "бизнесмены" среднего пошиба, для которых, вероятно, авто и является смыслом их существования или в виде некоторой блесны для джэйлбэйт. Короче говоря, город встал. И пора подумать над тем, как решать проблемы. Хотя в этом случае, скорее - подстраиваться.

Захват. Очевидно, скутер стоит использовать в тех случаях, когда дистанция до вашей работы или семьи оправдывает усилия. Но предполагаю, что как всегда бывает - у многих людей работа или другие ближайшие частые пункты назначения находятся в той самой зоне доступа скутера. И никому не секрет, что чаще всего мы используем автомобиль в одиночку. То есть на дорогу выезжает транспортное средство, которое может перевозить человека 4, а на деле - в нем едет только один водитель. В Индии можно встретить и 5 человек (включая младенцев) даже на одном скутере, но тем не менее, если в зависимости от ситуации каждый из нас, имея в наличии авто или скутер, по мелким делам поедет на скутере, всей системе автомобилей как ни странно станет легче дышать.

Секретный плюс. У многих наверняка так бывает: приедут в гости праздновать то или иное событие (назовем это так), а на утро приходится возвращаться. И каждое воскресенье на улицы выдвигаются отряды бравых полицейских выискивать на дороге в вашей крови лишние десятые доли... Вы поняли, о чем речь... На скутере вы никому не нужны. Это раз. По закону вас может остановить только мото инспекция. Два. Меня пару раз за сезон останавливали проверить документы. С этим нет абсолютно никаких проблем. Даже за "поворот налево" - "я больше так не буду" вполне покатит. Не хочу ругать сотрудников ДПС за недобросовестное отношение к правилам, но это как раз из тех случаев, когда все всё понимают...

Сохранность. Бывает, скутеры воруют. Их вообще легко украсть, если честно: перекусить трос и затащить его в кузов машины. Всего-то. Но если им в летнее время часто пользоваться - полагаю, риск хотя и есть, но минимален. Я, например, вполне себе вижу его со своего балкона. А приковать его можно к любой ограде...

5.jpg

А теперь о минусах. Это, разумеется, погода. За ней приходится следить. Как раз когда я приобрел скутер, лето 2017 выдалось аномально холодным, а именно дожди через каждые 2-3-4-5 дней. Тем не менее, даже при таких условиях я смог оценить все его преимущества. К минусам можно добавить то, что вам понадобится после поездки пользоваться лосьоном для лица, потому что на лице остается грязь. Если в Индии после 3 часов езды мое лицо было черным, то в Москве этого "налета" не видно. Но не помешает. Также вполне очевидно, что на дачу загород на нем будет ехать неудобно (хотя и возможно; я пробовал). Навигатор поставить будет трудно. Хотя и существуют различные крепления для телефона. Но по мне - вполне себе решение этой проблемы - это врубить навигатор в телефоне и в шлем спокойно себе продеть наушники. Вообще это само по себе необходимо - под свои любимые песни мчаться сквозь поток еле едущих машин.

В качестве подведения итога скажу, что я ни на секунду не пожалел о том, что на лето пересел на скутер. Лучшая покупка года бесспорно. Я просто забыл, что такое пробки. Если уж не в глобальном масштабе (о чем вся эта статья по сути), то по крайней мере для меня... Когда я вижу километровую пробку у светофора, где я раньше терял минут 40, сейчас же я проезжаю её за минуту... Или когда мне нужно было в центре пару справок для работы из диспансеров - я бы потратил на это несколько часов и растянул эти бы дела на дня 2-3, то на скутере я сделал все за пару часов. Еще приятная мелочь: по правилам, чтобы не поворачивать налево, на скутере положено - заглушить скутер и на любом пешеходном переходе перевезти скутер руками как велосипед. Так вот на моем пути несколько мелких развязок, когда, чтобы повернуть налево - я должен проехать метров 500, там развернуться и тд. Так вот если я встал на красном в тех местах - я спокойно глушу скутер, перевожу его по зебре с пешеходами и еду себе дальше. По сути ездить на скутере по Москве летом, это все равно, что ходить со скоростью 50 км/ч. Поверьте, это не только облегчит ситуацию на дороге (потому что иногда я сам летом, разумеется, выезжал на машине - если необходимо перевезти большие грузы или на дачу), но и вы сами поймете, что это удобно: когда вы тратите время на то, чтобы добраться до работы не 50 минут, а 20. Так что вот вам немного пропаганды. Но это работает. Причем, как и для 16-летних мальчуганов, которым еще долго до автомобиля, так и для взрослых дядей и тётей, которым осточертело тратить свое время и бензин.