Oscar 2018: Shape of Bird, Missouri

В этот раз попался хороший Оскар, потому что не совсем предсказуемый. Но и ещё за счет того. что он вобрал в себя все возможные для Оскара клише: классические темы расы, ориентации, гендерного самоопределения, к межрасовой любви добавилась и межвидовая и, конечно же - хит этого года - сильные и смелые женщины и все, что с ними связано. Впрочем, на этой теме как раз-таки по мне и сняли неплохие фильмы. И так как сам по себе Оскар совсем не означает, что победители в некоторых номинациях заслуживают этой награды за свою художественную ценность, однако пока Оскар является самой почетной галочкой в карьере, то помимо того, что мы с ребятами который год собираемся, смотрим трансляцию и делаем ставки, так иногда можно просто порадоваться за уже давно  заслуживающих награду старых добрых деятелей киноискусства.

Плюсы этого Оскара:

  • Большой шанс получить свою первую статуэтку у старика оператора Роджера Дикинса.. 13 раз номинировали и каждый раз находился кто-то лучше. Поверьте, он её заслужил уже очень давно.
  • Приятно видеть в гонке, хотя и не на первых ролях - работу гения современности - Пола Томаса Андерсона.
  • Наличие нескольких не крупных, авторских фильмов.
  • Долгожданные Оскары парочке актеров.

В общем-то не так много плюсов, как оказалось. Ну по порядку:

Сведение звука. Монтаж звука. Этот бред я стараюсь как-то анализировать - но всегда ошибаюсь. Или путаю, что есть что. Пусть Дюнкерк возьмет обе. Чем-то мне это историю с Началом Нолана напоминает. Тот же выхлоп будет.

Мультфильм. Есть такое правило - не ставить против Pixar. Я на нем ошибался очень много раз. Очень. Каждый раз хочется сумничать и поставить на тёмную лошадку, чаще всего не из США (в этом году это мультфильм про Ван Гога, нарисованный полностью маслом), но всегда находится пиксаровский продукт (иногда заслуживающий того, иногда нет), который забирает всё. В этот раз я считаю, что Коко того не заслуживает, но ставить против него не буду.

С короткометражным мультфильмом дело обстоит один в один. Нельзя ставить против Пиксар, а иногда и не хочется. Каждый год в коротких мультфильмах стандартный набор: маленький Пиксар, британские сказки на минут 30-40, технически интересно снятый пустой клип, кукольная ерунда и какая-нибудь абстрактная поэзия. Этот год не исключение. И Лу - действительно милая зарисовка, но в этом году мне очень понравилась как раз кукольная ерунда - Пустое место. Но опять же - я не настолько сошел с ума, чтобы не ставить на Лу.

И раз уж речь зашла про Пиксар. Подобная проблема у меня и с лучшей песней. Казалось, песня из Коко опять фаворит, но видимо я все-таки настолько сошел с ума, чтобы в этом году поставить на песню Суфьена Стивенса из Зови меня своим именем.

С лучшим монтажом тоже непонятно. Если идти по линии предугадывая победителя, то все как-то не вяжется между собой. Если оценивать по динамике и сложности - скорее всего речь идет о Baby Driver или I, Tonya. Что же, поставлю на Я, Тоня. Стоп. Или Форма воды?

Лучший короткометражный документальный фильм. Здесь обычно нужно выбрать историю, которая выдавливает больше всего слёз. Но в этот раз, полагаю, задача упрощается - в номинантах есть Heroin(e), где речь идет сразу про нескольких сильных женщин, спасающих город от героина. Все остальное тоже так себе.

Лучший документальный фильм. Тут тоже трудно. Последние люди Алеппо опять про "Белые Шлемы" в Сирии, про которых документалка уже получала Оскар пару лет назад? Аньес Варда, которая уже 80 лет без Оскара? Или драма про расовую дискриминацию? Боюсь, что в этом году выстрелит новичок - Икар про допинговый скандал и Родченкова. Но не потому что про плохого Путина, а потому что снято довольно неплохо. Но не уверен, что Брайан Фогель снимет что-то подобное еще - подобная тема и возможность быть так близко к истории в его случае похоже - простая случайность.

Лучший художник-постановщик. Каким бы ни был глупым и красивым Бегущий по лезвию, все же делая подобные предсказания - лучше поставить с намеком на другие победы тоже. Поэтому - Форма воды. А вот с гримом и прическами вообще нет вопросов - это Тёмные времена и измененный до неузнаваемости Гэри Олдман. С лучшим дизайном костюмов ситуация потруднее: мы имеем с одной стороны Форму воды, с другой - Призрачная нить, сюжет которой построен по сути на изготовлении костюмов. Как бы мне не хотелось отдавать все Полу Томасу Андерсону, не важной какой фильм он снял - полагаю, что Форма воды все-таки скрасит себе картинку еще и костюмами.

Лучшие визуальные эффекты. Бегущий по лезвию. И туда же пойдет лучшая операторская работа. Хотя бы потому, что хотя бы в 14-й раз уйти с Оскаром обязан Роджер Дикинс.

Адаптированный сценарий. Для меня как-то здесь нет ничего, за что можно зацепиться. Мне понравился Ферма "Мадбаунд", но сценарий там кажется никакой. Поэтому думаю, не ошибусь - если это будет Зови меня своим именем. С оригинальным сценарием посложнее. Здесь как раз могут получить почти все. В этот раз я не пойду по пути того, чтобы подгонять все основные номинации под предполагаемого мной основного победителя, поэтому поставлю на Леди Берд. Мне нравится Грета Гервиг и если ей уйти с Оскаром, то пусть будет сценарий.

Композитор. Замечательно. Тоже трудно. При условии, что на месте и Джон Уильямс, у которого уже под полсотни номинаций и Ханс Циммер - тоже знатный малый, для меня тут два явных соперника: титан Александр Депла с Формой воды и Джонни Гринвуд за Призрачную нить. Оба сделали все превосходно. Но опять же - если я буду ставить на своих любимчиков - я проиграю все. Поэтому тут тоже Форма воды.

Лучший фильм на иностранном языке. Вот оно. Я не внес в плюсы, что Звягинцев тоже номинирован, потому что кому какое дело. Болеть за него у меня нет никакого желания, его вторичную суицидальную муть я могу смотреть только с большим трудом. Однако, сильных конкурентов у него тоже нет. Еще одна тяжелая номинация. Но мне понравился Квадрат. Меня смущает только то, что он одновременно и артхаус и поп. А в этой номинации ни артхаус ни поп обычно не выигрывают. Поэтому у Звяги есть шанс. Но я ставлю на Квадрат. Ну и потому что он уж точно больше этого заслуживает, а Роднянский пусть еще поднатужится немного, а то наверное волнуется там, уже речь приготовил благодарственную.

Лучшая актриса второго плана. Я полагал, что это будет мама из Леди Берд, пока не посмотрел Я, Тоня. Обе сильные роли, но выиграет та, где мама злая. Эллисон Дженни, конечно. Лучший актер второго плана. Тут тоже все понятно. Сильнейший из пятерки это Сэм Рокуэлл. И это восхитительно, потому что этот чёрт заслужил это уже очень давно. Мне он напоминает молодого Гэри Олдмана. Наконец он в миллиметре от Оскара. Уиллем Дэфо заслужил ни чуть не меньше, но в этот раз роль не жесткая.

Лучшая актриса. Вот тут на редкость действительно есть из чего выбрать. Обычно назвать можно сразу явную звезду. Впрочем, назвать то можно - статуэтку получит Фрэнсис МакДорманд за Билборды. Но тут по мне есть и более сильные роли - и ненавистная мной Сирша Ронан произвела прекрасное впечатление и любимая мной Салли Хокинс получила заслуженное внимание и признание (хотя в этом году же был Maudie - вполне себе шанс получше для нее) и Марго Робби - тоже в конце концов за Тоню. Так как в общем-то гонки особой нет - я не волнуюсь, но сам бы наверное за Робби и проголосовал. Ну и еще там в пятерке Мэрил Стрип, разумеется. Лучший актер. Да в пятерке есть Дэниел Дэй-Льюис. Да, у Пола Томаса Андерсона. Но этот год - триумф и дань Гэри Олдману. Еще дань гримерам и, полагаю, всем его другим фееричным ролям в прошлом, потому что Темные времена и его перевоплощение в Черчилля - не лучшая его работа.

Лучший режиссер. Признаюсь, ставки часто приходится делать, ориентируясь на то, как те или иные фильмы или актеры показали себя на других наградах. За 2-3 месяца до Оскара проходят вручения Гильдий сценаристов, продюсеров, актерских гильдий и пр, Золотой Глобус, различные премии критиков. И когда получается например так, что везде  режиссерскую награду получает Гильермо Дель Торо - будет довольно глупо и не поставить на Оскаре за него. Хотя Форма воды мне не понравилась и вообще его фильмам пока не удалось меня покорить вообще никак. Та же история с лучшим режиссером. Я бы ставил на Грету Гервиг, что вполне вписывается в "год женщин", ну или в конце концов - раз в этом году мы по идее раздаем все долги - тогда уж Пол Томас Андерсон. Ладно. В общем, все мои рассуждения приводят в одному простому исходу...

LadyBird_Trailer.jpg

Лучшим фильмом в этом году будет - Форма воды. Фильм, который где-то на половине пошел совсем не в ту сторону, растерял все своё очарование и я ума не приложу, с какой стати он вообще выбился в лидеры. Были хорошие времена, когда номинантов на Лучший фильм было всего 5. Сейчас из девяти можно сразу смело исключить полный шлак типа Темные времена или Секретное досье. Спилберг уже по-моему лет 15 назад спятил остановился в развитии. Туда же Зови меня своим именем, Прочь и может быть даже Форму воды. Что-то мне как обычно мало что понравилось из номинантов, но зато легко выделить хорошие работы...

Для меня это Призрачная нить - потому что ПТА на данный момент сильнейший режиссер и драматург как минимум в Голливуде , что даже странно что его даже номинируют время от времени в такой шараге как эта Академия. В общем если перечитать - я что-то обделил Билборды, потому что фильм нормальный, хотя его основное поле - это сценарий (кстати, я понять не могу почему из двух братьем МакДонна - все внимание достается этому брату, по мне его брат снимает работы посильнее), но там же с ним и Леди Бёрд, который мне больше всего понравился из номинантов. Посмотрим, сможет ли Грета Гервиг продолжить снимать такие вещи, если учесть, что Леди Берд - автобиография, сможет ли она как Вуди Аллен снимать каждый год по автобиографии с отменным сценарием? На лучший не номинировали Я, Тоня, который мне на удивление показался отменным необычным криминальным боевиком в стиле Скорцезе и вошел в мой Топ-300 любимых фильмов. Не ожидал, надо пересмотреть. И Дюнкерк не упомянул. Потому что он никакой.

Но как я и сказал в самом начале - этот Оскар может быть и непредсказуемым. Потому что я вижу и Билборды вполне себе лучшим фильмом или Леди Берд. Или даже Прочь - тоже не лишено смысла. По старой доброй американской традиции -  голосующие академики ранжируют фильмы: то есть не ставят на лучшего, а если окажется так, что допустим Прочь у всех бюллетеней стоит под номером 2, то он вполне себе может перегнать ту же Форму воды, которая у половины - первая в списке, а у другой - последняя. Не исключено, что по такому пути в прошлом году выиграл Лунный свет, а не Ла-Ла Лэнд. Я так и ставил, кстати ;)