States13. California.

Overture. Планомерное и длительное пребывание в Российской Федерации летом 2013 года вновь наткнулось на очередное путешествие по Объединенным Штатам Америки. Правда, в немного более крупном масштабе, чем ранее. До этого штаты я посетил дважды. Оба раза это был Нью-Йорк. Около месяца в 2011 году и несколько дней в 2012.

На этот раз голову не покидала банальная и популярная мысль - пересечь страну на автомобиле при том, что на все должен был уйти месяц. Классика. Одновременно было желание остаться на длительное время снова в Нью-Йорке и потратить чуть больше времени на крупные города, поэтому принял решение из NY вылететь в Лос-Анджелес и оттуда начать путешествие по западному побережью, потом обратно вернуться в NY и уже без автомобиля прожить там до конца лета. Полностью страну я не пересекал, но предполагаю, что такое решение было правильным и даже, может быть, более удобным вариантом.

Далее постараюсь внятно рассказать, как все происходило, в основном для тех, у кого есть желание совершить подобное путешествие. А для тех, у кого этого в планах нет, я буду сопровождать рассказ собственными наблюдениями, впечатлениями и короткими ремарками. Должен предупредить, что как многое я могу позабыть, так и многое я сознательно оставлю за кадром.

Немного о документах. Билеты были куплены задолго до поездки в целях сэкономить. (На NY вышли стандартные, если не ошибаюсь, 26. На NY-LA-NY - 10). Также заранее были куплены билеты на все концерты и прочие мероприятия. Хостелы, разумеется, забронированы тоже заранее, но на примерные сроки. Предугадать, где я окажусь в тот или иной момент было трудно, так как точного маршрута я не составлял (да и зачем?). Машина забронирована на даты моего пребывания на Западе, а деньги списаны с карточки примерно за месяц до поездки, в отличие от хостелов, которые берут небольшую предоплату по карте и расплачиваться нужно при заселении. Лицам младше 25 лет придется дополнительно оплатить налог на ‘молодого водителя’, что составляет около 30$/день. Учитывая, что у меня уже была виза в США, то получить новую не составило проблем: необходимо было заполнить анкету на сайте посольства, съездить отдать паспорт и без собеседования через неделю явиться в Pony Express для получения визы. (Сейчас виза в США выдается на 3 года). На многих примерах убедился, что получить туристическую визу в США трудно - это миф. Также необходимо было международное водительское удостоверение, которое я получил за 15 минут, для чего необходимо было явиться рано с утра в соответствующий отдел ГИБДД, чтобы записаться на определенное время.

Итак. Все необходимые бумаги распечатаны, паспорт, небольшой полупустой чемодан и три блока сигарет, Шереметьево и спустя часов 9 я был уже в NY. (К слову, должен сказать, что билеты в NY я брал до того, как купил билет в LA, поэтому может быть, имело смысл взять билеты сразу в LA, а вылетать уже из NY). Переночевал в доме у тети, в Бруклине, а на следующий день у меня было несколько часов в NY - заглянуть в свои любимые места, приобрести сим-карту и сразу отправиться в JFK. Безлимитный номер с 2 Gb интернета по всем США обойдется примерно в 60-70$. И на Западе и на Востоке была прекрасная связь и быстрый интернет. По крайней мере с Instagram и Google Maps не было абсолютно никаких проблем. Кажется, номер включал еще бесплатные звонки за границу. Не пользовался. Года два назад я положил 50$ на счет Skype и до сих пор говорю из зарубежа только по нему, часто и долго. Сейчас осталось 36$.

Дальше 5 часов в самолете и я прилетел в LA, где и началась туристическая часть путешествия. В отличие от второй части, здесь представлены сухие факты с небольшими лирическими отступлениями.

Действие Первое. Запад.

Самолет приземлился ночью и примерно в это же время в аэропорту я должен был забрать автомобиль. После десяти минут бумажной работы меня попросили пройти на стоянку, забрать автомобиль и уезжать по своим делам. Бронировал я, разумеется, кабриолет. Днем - сгораешь, вечером - холодно и бешеный ветер в глаза, но были некоторые моменты, которые подтвердили, что переплачивать за это определенно стоит. Сразу скажу, выбрал самую дешевую кампанию в интернете (не Hertz или Avis), не особо вчитывался в договор и понадеялся на удачное стечение обстоятельств. На стоянке, если не ошибаюсь, стояли два обычных Ford Mustang и прелестная Mitsubishi Eclipse, однако завести последнюю не удалось даже работнику проката. Что же, сел в Мустанг и поехал в кромешной темноте по незнакомому LA до хостела, который находился в самом центре Голливуда, по ужасному навигатору, который брать в прокате, как оказалось, не имело никакого смысла. Водить боялся. Правда, дороги в 3.00 am были абсолютно пусты. Не помню как, но добрался до хостела. Узнал, что в Америке бронь на 3.30 am 30 числа означает 3.30 am 31 числа, но все же поселили. Перед сном угостили пивом, предупредили, что здесь ужасный траффик и без машины в LA делать абсолютно нечего.

Проснулись рано утром и без машины отправились бродить по Голливуду в незнакомом LA. В ожидании открытия каких-нибудь заведений 10-11 am, решили переждать в ближайшем кинотеатре, про который стоит рассказать отдельно. Детский кинотеатр, в котором шли только мультфильмы. Что-то про Корпорацию монстров. Так или иначе, перед сеансом вышел черный джентльмен, который поприветствовал сидящих в зале 16 человек, рассказал о фильме и попросил отключить телефоны. Дальше происходило что-то невообразимое. На сцену вышли танцоры, девушки, парни с барабанами, люди в костюмах героев мультфильма и где-то минут 20 показали очень качественное представление. Дети в зале были в восторге. Песни, танцы, барабаны, не помню что. Произвело огромное впечатление. (Хотя позже на Вуди Аллене никто не танцевал и не было никаких барабанов). Покинув кинотеатр, прошелся по точкам Голливуда, которые были в зоне досягаемости и настал тот момент, когда нужно было перебороть страх и сесть за руль и отправиться по местам, которые нас интересовали.

Навигатор, арендованый с автомобилем в первый же день был брошен под сидение и забыт. По всем вопросам навигации - Google Maps справился на все сто процентов и даже больше.

Забавно, ужасный траффик, о котором говорил парень в хостеле оказался примерно четверкой по шкале Яндекса. После 2-3 часов вождения в Маленьком Токио и в Беверли Хиллс я полностью привык к движению и освоился. На что там смотреть, я не знаю, но японский район по крайней мере интересовал мою знакомую. Вообще, не сказал бы, что Лос-Анджелес туристический город. Если бы не пара концертов, на которые я планировал попасть, то я бы не стал задерживаться здесь на долго. В тот день где-то пару часов я уделил, чтобы посетить могилу Питера Фалька на небольшом кладбище в центре LA.

Для первого дня вполне сойдет. На утро, не помню почему, снова поехали в японский район. Вероятно, покушать перед тем, как отправиться на бейсбольный матч.

Все удивляясь тому, как здесь водят и всей системе дорог, развилок и поворотов, я умудрился на выезде одной из многоэтажных парковок Little Tokyo, вероятно не заметив соответствующего знака, протаранить огромный Мустанг об бетонное ограждение, процарапав весь правый бок и отломав зеркало заднего вида, которое пришлось держать рукой, чтобы оно не отвалилось полностью.

Теперь Intermission. Водят они действительно потрясающе. Я говорю не только об аккуратности вождения (так понимаю, что страховой случай для американца - серьезная проблема и графа в его страховом ‘деле’) и вежливости вождения, но и о соблюдении основных правил движения. Порой, мне приходилось раз по двадцать за день стоять на зеленый свет на перекрестке и ждать, пока впереди проедут машины и освободится дорога. И так делают все. Иногда замечал огромную, длиной в милю, очередь в правом ряду на съезд, когда никто даже не пытался втиснуться. Мне же, привыкшему к тому, что проезжая вечером по любому из колец Москвы, три-четыре правых ряда периодически выстраиваются на съезд так, что даже в левом ряду проехать вперед затруднительно, приходилось искать дальше другой съезд, если я не успел попасть в эту очередь. И так делают все. Пробки есть. Так говорят, по крайней мере. Я же ни в одну не попал, ни одного ДТП не видел и значительно превышающих скорость тоже. Говорить обо всем этом можно долго, приводить много примеров и вообще стоит писать об этом отдельно, но скажу лишь, что водить, как и оплачивать парковку, было одно удовольствие. После подобного по-другому смотришь на вождение в Москве. Да и не только на вождение. Ладно, теперь про Мустанг, а то, наверное, распереживались там…

Чтобы описать ситуацию более комично, признаюсь, что уже покидая японский ресторан я почувствовал себя не очень приятно. Это определенно был не самый удачный момент узнать, что толстую белую лапшу в какой-то жиже я переношу не очень хорошо. Сейчас трудно описать состояние паники, которое нахлынуло в тот момент. После нескольких 'бля', 'че делать' и  'угораздило', сели в машину, моя знакомая держала зеркало и мы явно направлялись в хостел, хотя еще не знали об этом. Я настолько привык к движению в LA, что даже в таком состоянии совершенно спокойно направлялся в хостелу. Где-то минут 20-30 езды, точно не помню, но ее рука, которая все это время держала зеркало, серьезно затекла. В пути перебрали несколько вариантов дальнейших действий. Она перебрала. Я же глазами искал какой-нибудь ресторан и проехав один, понял, что машина подождет и остановился где-то на обочине с аварийкой, которая в штатах явно не означает ‘выключение ПДД’ (к тому же, меня аварийкой ни разу не благодарили за вежливость) и побежал к одинокому ресторану, в котором мне на просьбу воспользоваться туалетом с улыбкой ответили, что он не работает. Вероятно, в городе кинематографа все происходит как в кино. За следующей дверью было что-то в роде школы боевых искусств, где старенькая азиатка грозно прогнала меня. Я не в самом лучшем состоянии. Еще дверь. Офисные клерки, которые дипломатично заявляют мне, что restrooms только для служащих. Эта ситуация подтвердила, что фраза “I’m a tourist” работает всегда (не пробовал, но может быть, даже если ты убиваешь человека). Ладно, это небольшое лирическое отступление.

В остальном мы вернулись в хостел и, казалось, все веселье закончено. Нервно ходил по комнате, осмотрели машину, подумали как по-русски обмотать зеркало скотчем, изучили страховки, предупреждать их или нет, кому звонить или не звонить. Это я нагнетаю обстановку. Решение было принято - на территории Америки поступить как настоящий американец - решили поехать в rental и будь, что будет. Вечером нас ждал бейсбольный матч. К тому же не просто матч, а Los Angeles Dodgers против New York Yankees на стадионе Dodgers. Было не до этого, но (черт возьми) пропускать не хотелось.

Пока мы ехали, у подруги снова затекла рука, а я в голове уже примерно рассчитывал как мне урезать расходы в будущем. Тем не менее, оставив Мустанг на стоянке, я подошел к окошку возврата и объяснил ситуацию. На вопрос о том, сколько я должен, мне ответили, что страховка все покрывает и через 5 минут попросили пройти на стоянку… выбрать новую машину. Потом долго смеялся. На стоянке был тот самый Eclipse, который в этот раз легко завелся и значительно отличался от Мустанга. Вообще Мустанг водить было неудобно, тяжело и неприятно. С Eclipse все было по-другому.

Не знаю уж зря мы так волновались или действительно, все сложилось на редкость удачно, но полные удивления и радости мы отправились на стадион Доджерс.

Я еще до этого момента пытался изучить правила игры в бейсбол. Да что там, мы все видели десятки фильмов на эту тему. Но, как оказалось, все совершенно напрасно. Я снова не понял ничего. Игра длилась около трех часов. На верхних трибунах было неимоверно холодно. Это вообще обычно для LA - жаркие дни и холодные вечера. Но не считая всего этого, обстановка была потрясающая, удивительное зрелище единения американцев. Не знаю, может быть, потому что играли два титана на таком стадионе, но это обязательно стоит увидеть. Между прочим, билеты я купил где-то за полгода примерно за 50$, ожидая более скудного представления. 

После матча вернулся в хостел, про который тоже стоит рассказать отдельно. Хостелы на западном побережье очевидно отличаются от тех, что в NY, в каких мне приходилось бывать ранее. В NY они компактные, аккуратные, тихие. В общем, кровать и кухня. Здесь же через день устраивались вечеринки для тех, кто остановился там с бесплатным алкоголем и живой музыкой. Здесь было около 6 человек в одной комнате, без кухни. Цены на хостелы везде примерно одинаковые: если они расположены в самом центре города - около 30$/ночь в LA, 40-50$/ночь в Manhattan. Позже, спустя неделю нам пришлось остановиться в филиале этого же хостела, в West Hollywood, где комната была больше похожа на казарму, человек на 16. Однако, при этом все больше напоминало отель, с огромной кухней, кучей душевых, тремя этажами и большим двориком. Во всех хостелах я мог спокойно оставлять ноутбук, iPad или что там у меня еще может быть прямо на кровати. Да к тому же в подобных местах можно встретить множество интересных людей, хотя почти все там туристы и редко получается с кем-то пересечься. Как ни странно, в 16-местной комнате было гораздо спокойнее. В одну из ночей в хостеле в Голливуде меня, спящего на втором ярусе кровати, разбудил скрип и стук бьющихся кроватей. Приподняв голову я почти вплотную наблюдал как неизвестный мне негр раздирает на части какую-то уродливую немку с помощью полового сношения. Два раза подряд. В общем, не выспался. Да и немка на утро тоже была какая-то разбитая. В другую ночь там же, перебравшись в освободившуюся кровать снизу, где-то в 4 часа утра я проснулся от того, что незнакомая девушка отталкивает меня к стенке, стягивает с меня одеяло, забирает подушку, ложится рядом со мной и засыпает, на что я немного оттягиваю подушку, прижимаюсь к стенке и тоже засыпаю. От бешеного ритма и насыщенности всего происходящего на диком западе это казалось уже в порядке вещей. Проснулся я один и ее больше никогда не видел.

Утром, закинув пару галлонов воды в машину, мы отправились в Лас-Вегас, где целью для моей знакомой был - Cirque du Soleil, для меня же - покер. Если в 2011 в Атлантик-Сити целью было разжиться, то сейчас - что-то в роде ‘поставить галочку’. Добираться до LV из LA примерно около 4-5 часов. Невада, пустыня, пустая дорога, придорожные закусочные.

Хотя, может быть, классика пустынных дорог - это чуть глубже туда, в Аризону, к Гранд-Каньону, куда попасть мы не смогли, предположив, что бензин туда-обратно значительно ударит по нашему бюджету. Так или иначе, 4,5 часа пустой дороги и мы в Вегасе. Паркинг у нужного казино. Bellagio, если не ошибаюсь. Пока я ожидал, когда закончится цирк, засел в покер, где в итоге меня угораздило уйти с тем, чем и пришел, хотя в подобной атмосфере получил незабываемые впечатления.

Ночевать в LV было негде, да и не хотелось, поэтому после небольшой прогулки по городу, каких-то американских горок и пары кафе, мы отправились обратно в LA. Близилась ночь. В Вегасе жуткие пробки. Выехав из него, примерно час смогли проехать с открытым верхом под звездами, что вызвало у нас дикий восторг. Закрыв крышу и где-то на 100 миль/ч через те же 4,5 часа под утро уже были в хостеле.

Через день был запланировано грандиозное событие. Грандиозное не только в LA, но, вероятно, во всей моей жизни. В общем, я проснулся, обнаружил, что девушка, про которую я писал выше, исчезла, умылся и отправился на концерт Боба Дилана, который проходил в городке Irvine, где-то в милях 40 от LA. Концерт проходил в рамках фестиваля Americanarama, что означало, что стоять мне придется долго. В общем, где-то в 2 pm я был там. Через пару часов я уже был у самой сцены, где с фразы старого хиппи ‘hah… grateful dead’, смотрящего на мою футболку начался разговор длиною в шесть часов. Кстати, эта футболка - официально лучшая моя покупка в штатах: в течение всего путешествия я получил, наверное, больше сотни комплиментов и встречных улыбок. Хотя и купил ее в ближайшем магазине, потому что стирать одежду не было времени. Все эти шесть часов выступали Ryan Bingham, Wilco, My Morning Jacket и Nancy Sinatra. Последним вышел Боб Дилан и отыграл свое.

К слову, на концерте Дилана я уже был в 2011 году в NJ, где слышал лишь, как черная точка издавала собачий лай. Сейчас же это было превосходно. В той степени, в которой может Боб в силу своего возраста. Спустя пару часов я был уже в хостеле, где бронь заканчивалась и на утро нужно было отправляться в путь.

Что же. Дальше Сан-Франциско, где по плану мне следовало провести не один день. Остановиться удалось у знакомых знакомых, русских эмигрантов, неподалеку от центра СФ. Бронировать ничего не пришлось. Туда добирались по Interstate 5, самой быстрой по Google Maps дороге, приятной внешне, около 6 часов. Могу лишь добавить, остановившись на аварийке под небольшим мостом, в тени - покурить и выпить воды, в зеркале заднего вида сразу же засверкали красно-синие огни полицейской машины; коп вышел, постучал в окно и поинтересовался не нужна ли нам помощь. Было очень приятно.

За пару дней пребывания в СФ стали немного прорисовываться характерные черты этого города: непредсказуемая погода, чертовски холодно, дороги под углом 30-60 градусов и серьезные проблемы с парковкой. В этом плане в LA нет никаких проблем. Везде есть parking meter 1-3$ в час. В центре СФ многоэтажные парковки порой доходили до 3$ за 15 минут, поэтому приходилось выискивать подземные, где какой-нибудь черный за 15$ ставил машину на неограниченное время и парковал машины вплотную друг к другу. Ладно, его работа.

В общем, не самые лучшие впечатления. Все бы может так и осталось, пока по совету знакомых в последний вечер в СФ мы не поехали на гору Tamalpais, с которой открывается отличный вид на СФ, да и к тому же сама дорога к вершине оставляет незабываемые впечатления. (По крайней мере на следующее утро мы опять вернулись туда. Может быть, потому что в первый раз фотоаппарат был разряжен).

Возвращались по совету знакомых уже по дороге State Route 1, которая проходит прямо по берегу. По этому маршруту дорога до LA занимает около 10 часов, но действительно производит впечатление. Извилистая, однополосная, мимо тихих городков, с потрясающими видами на горы и Тихий океан.

Действительно стоит потраченного времени, хотя в конце пути, когда я уже несколько часов не смотрел в Google Maps, мы случайно оказались в Санта-Барбаре. Конечного пункта не было, а по пути ближе всего - Малибу, куда мы и приехали ближе к ночи. Переночевать решили в машине, хотя припарковались в месте, где парковка разрешена до 12, из-за чего нас, уже как час дремлящих и укрытых пончо, где-то в 12.05 разбудил стук полицейских дубинок о стекло. Пришлось еще полчаса искать приемлемое место. Раз уж мы оказались в Малибу, решили устроить пляжный день, а потом найти хостел. Переезжать на дальние расстояния уже не было смысла, по причине бензина; к тому же и в LA были уже расписаны концерты. День в Малибу, вероятно, был самым худшим днем на Западе, хотя там и были спасатели. 

Получив свой загар, мы сразу же съ#бались оттуда. Поселились в одном из филиалов первого хостела, покидая который ранее, мы попросили забронировать нам пару коек на наше возвращение из СФ. Так сложилось, что места оказались только в их филиале в West Hollywood.

Что я делал следующие пару дней? Вероятно, шлялся где-то, пока в один вечер не набрел случайно на выступление Кевина Смита в Hollywood Improv, что на удивление оказалось не очень приятным зрелищем. Так или иначе, в очередной раз вернулся в хостел под утро, а когда проснулся, мне нужно было ехать на концерт The National в Greek Theatre, что вписало этот день в мою историю, а Matt Berninger - автограф на пластинку. Думаю, не стоит рассказывать, насколько был замечательный концерт.

На обратном пути, поздно ночью, я отправился на Малхолланд Драйв, что было примерно также грандиозно как и The National. Жилой район. Машин почти нет. Темнота. Музыка из Twin Peaks. Great experience.

Завтра - воскресенье, единственный день попасть на блошиные рынки. Тут поработал Google. На одном из них, небольшом рынке с кучей мексикашек, я даже нашел стоматологические инструменты. Дальше список привел нас, если не ошибаюсь, в Rose Bowl, где на входном билетике за 8$ было написано, что это величайший блошиный рынок на Земле. Да и на деле оказалось, все именно так.

Как часто бывает, многое, чего нет в путеводителях, произвело большее впечатление, чем то, что мы все видели сотни раз на открытках и фотографиях. Хотя эта схема больше подходит к Нью-Йорку, все же в Лос-Анджелесе не так плохо, особенно если вы не так долго здесь находитесь или у вас здесь есть запланированные мероприятия. Тот парень был абсолютно прав - без машины перемещаться по LA бессмысленно. Ах да, еще в какой-то из дней заглянул на студию Warner Bros., где от самой скучной экскурсии в моей жизни меня спасли лишь настоящие декорации кофейни сериала ‘Друзья’ и возможность посидеть на этом святом месте.

А то, что вообще никуда не вписывается, но стоит отдельного упоминания, так это дорожный знак, который я встретил в Лос-Анджелесе.

Через пару дней я сдал машину, с трудом запихнул все купленное барахло в купленный за 20$ разваливающийся чемодан и вылетел в Нью-Йорк, где продолжалось мое путешествие. Или только начиналось…